История и основные концепции современного естествознания
Вопросы к семинарам
Помните, что, помимо интернета и ридера, есть еще и библиотеки. Прежде чем попасть в ридер и на ресурсную страницу курса, все эти тексты были опубликованы в книгах и журналах. Выходные данные всех обсуждаемых на семинарах работ см. в списке литературы к семинарам на ресурсной странице курса.
Семинар 1. (текст в интернете)
- Как Карнап "преодолевает метафизику" логическим анализом языка?
Основные этапы аргументации.
- Классификация наук в манифесте Венского кружка. Какие науки оказались включены в классификацию и сколько места им уделено? Если бы вы составляли классификацию наук, добавили ли бы вы какие-нибудь науки, "пропущенные" авторами манифеста? Убрали бы "лишние"?
Семинар 2. (текст в интернете)
- Чем Попперу не нравится индуктивизм и что он предлагает взамен?
- В чем, с точки зрения Поппера, состоит различие между наукой не-наукой (критерий демаркации).
- Структура научной теории и классификации высказываний и понятий.
- Общая композиция гл 1 и 3.
Семинар 3. (текст в интернете)
- Чем реализм отличается от анти-реализма?
- Материализм и каузализм как разновидности реализма.
- Чем Я. Хакинга не устраивает позитивизм? Чем, с его точки зрения может помочь прагматизм?
Семинар 4. (текст в интернете и в ридере)
- Что не нравится Т. Куну в традиционных представлениях об истории науки? Какой подход он считает более правильным?
- В чем проблема с логическим кругом в определении парадигмы и научного сообщества? Какое решение предлагает Т. Кун?
- В чем отличие между понятиями парадигмы и дисциплинарной матрицы?
- Согласны ли вы с Куном в том, что в социальных науках, в отличие от естественных, парадигм нет?
Семинар 5. (текст в интернете и в ридере)
- Сформулировать три-пять основных тезисов статьи Л. Флека «Наука и среда».
- Сформулировать три-пять основных тезисов критики Т. Биликевича.
- Сформулировать три-пять основных тезисов ответов Л. Флека на критику Т. Биликевича.
- На примерах из статьи «Проблемы науковедения» покажите, как работают основные понятия концепции Л. Флека (мыслительный коллектив, мыслительный стиль и т.п.).
Семинар 6. (текст в интернете)
- Сформулировать три-пять основных тезисов Д. Блура (не считая принципов "сильной программы").
- Сформулировать три-пять основных тезисов статьи Е. А. Мамчур в полемике с Д. Блуром.
- Чем полемика Е. А. Мамчур с Блуром напоминает дискуссию Л. Флека и Т. Биликевича?
Семинар 7. (текст в интернете)
- Как Л. Пастер «переворачивает мир» при помощи лаборатории?
- В чем Б. Латур видит проблемы традиционной социологии науки?
- Ученый и политик: в чем состоит отличие по Б. Латуру?