История и основные концепции современного естествознания
Вопросы к семинарам
Помните, что, помимо интернета и ридера, есть еще и библиотеки. Прежде чем попасть в ридер и на ресурсную страницу курса, все эти тексты были опубликованы в книгах и журналах. Выходные данные всех обсуждаемых на семинарах работ см. в списке литературы к семинарам на ресурсной странице курса.
Вопросы для семинаров (порядок расположения семинаров дан для политологов).
1. Первый семинар по ридеру (Венский кружок + Карнап, тексты в интернете)
- Как Карнап «преодолевает» метафизику логическим анализом языка? Воспроизвести основные аргументы.
- Классификация наук в манифесте Венского кружка и структура статьи. Какие науки представляются наиболее важными авторам манифеста? Как выглядела бы классификация наук, если бы ее составляли Вы?
2. Второй семинар по ридеру (Поппер, текст в интернете)
- В чем, по Попперу, состоит проблема индукции и какое ее решение он предлагает?
- Как Поппер проводит границы эмпирической науки (какой критерий демаркации он использует)?
- Общая композиция текста -- в какие более крупные главы можно было бы объединить главки, на которые разбит текст и почему?
3. Третий семинар по ридеру (Кун-1, текст в интернете и ридере)
- В чем Кун видит проблемы традиционного подхода к описанию истории открытий и что он предлагает взамен?
- Почему научные революции неразличимы?
- Научные и политические революции: сходства и отличия.
4. Четвертый семинар по ридеру (Кун-2, текст в интернете и ридере)
- Что не нравится Т. Куну в традиционных представлениях об истории науки? Какой подход он считает более правильным?
- В чем проблема с логическим кругом в определении парадигмы и научного сообщества? Какое решение предлагает Т. Кун?
- В чем отличие между понятиями парадигмы и дисциплинарной матрицы?
- Согласны ли вы с Куном в том, что в социальных науках, в отличие от естественных, парадигм нет?
5. Пятый семинар по ридеру (Лакатош, текст в интернете и в ридере)
Сформулировать три проблемных вопроса и ответить на них.
6. Шестой семинар по ридеру (Фейерабенд, текст в интернете и в ридере)
- Роль фактов и теорий в процессе роста и развития научного знания по П. Фейерабенду. Сравнить с точкой зрения К. Поппера и Т. Куна.
- Миф и наука: как они соотносятся по мнению П. Фейерабенда? Сравнить с точкой зрения К. Поппера на различение науки и не-науки.
- Наука и общество: что не устраивает П. Фейерабенда в их взаимоотношениях, что он предлагает?
7. Седьмой семинар по ридеру (Флек-1, текст в интернете и в ридере)
- Концепция мыслительного стиля. Какие примеры Флек использует для ее иллюстрации?
- Что такое протоидеи? Есть ли протоидеи, значимые для социальных наук? Приведите примеры.
8. Первый семинар по эссе и переводам
Отработка не требуется.
9. Восьмой семинар по ридеру (Флек-2, текст в интернете и в ридере)
- Сформулировать три-пять основных тезисов Л. Флека в полемике с Т. Биликевичем (статья «Наука и среда» и реплики в дискуссии).
- Сформулировать три-пять основных тезисов критики Т. Биликевича.
- На примерах из статьи «Проблемы науковедения» покажите, как работают основные понятия концепции Л. Флека (мыслительный коллектив, мыслительный стиль и т.п.).
10. Второй семинар по эссе и переводам
Отработка не требуется.
11. Девятый семинар по ридеру (Хакинг, текст в интернете)
- В чем, по Я. Хакингу, состоят отличия реализма и антиреализма?
- Материализи и каузализм как разновидности реализма.
- Чем Я. Хакинга не устраивает позитивизм? Чем может помочь прагматизм?
12. Третий семинар по эссе и переводам
Отработка не требуется.
13. Десятый семинар по ридеру (Блур + Мамчур, тексты в интернете)
- В чем состоят четыре принципа сильной программы в социологии научного знания (по Д. Блуру)?
- Сформулировать четыре-пять основных тезисов статьи Е. А. Мамчур: за что она критикует социологию научного знания?
- Чем «дискуссия» Е. А. Мамчур и Д. Блура напоминает Вам полемику между Л. Флеком и Т. Биликевичем?
14. Одиннадцатый семинар по ридеру (Латур, текст в интернете)
- Как Л. Пастер «переворачивает мир» при помощи лаборатории?
- В чем Б. Латур видит проблемы традиционной социологии науки?
- Ученый и политик: в чем состоит отличие по Б. Латуру?