Карта сайта

История и основные концепции современного естествознания

Общая информация

Алексей Валерьевич Куприянов
Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ ВШЭ,
Научный сотрудник программы
«Развитие социальных исследований образования в России»
Европейского университета в Санкт-Петербурге
E-mail: tinea@eu.spb.ru
http://dhhse.narod.ru/faculty/q/

Курс читается студентам трех факультетов ГУ ВШЭ (социологии, менеджмента, юридическом). Занятия проходят в форме лекций и семинаров. Продолжительность курса, его объем и формы контроля за успеваемостью на разных факультетах различны. Несмотря на эти различия, одна из основных форм контроля--реферат, требования к которому изложены на отдельной странице. На этой странице можно найти программу семинарских занятий и литературу к семинарам.

Reader, по большей части, сделан в виде файлов в формате PDF. Для того, чтобы воспользоваться статьями, размещенными на сайте, необходимо сначала скачать их на свой компьютер и только потом смотреть или распечатывать при помощи программы Acrobat Reader. Эта программа распространяется бесплатно. Ее можно скачать с сайта фирмы-производителя Adobe.

Get Acrobat Reader!

С дополнительной литературой (для написания рефератов, дополнительного образования, расширения кругозора и собственного удовольствия) можно ознакомиться на двух отдельных страницах:


Социологи

Объем и отчетность

Общий объем курса: 14 лекций и 13 семинаров (темы семинаров и материалы к семинарам см. ниже). Формы отчетности: контрольная работа, реферат (темы см. ниже) и работа на семинарах.

Расписание

Первая лекция состоится вне расписания, в пятницу, 3 сентября, с 10.15 до 12:40

Четверг:

Readers

Рефераты

Вводные замечания

Крайний срок подачи рефератов: 18 ноября 2004 г., 18:00. Рефераты должны быть переданы до этого срока секретарю кафедры гуманитарных наук или секретарю кафедры социологии. Рефераты, поданные после этой даты, рассмотрены не будут.

Общие требования к рефератам можно посмотреть в отдельном файле. Хотелось бы еще раз напомнить, что темы специально указаны очень широко. Перед тем, как вы приступите к написанию реферата, их необходимо конкретизировать. Например, предложенная ниже тема об изменении школьных учебников по естественнонаучным дисциплинам в XX веке не подразумевает необходимости изучить все школьные учебники по природоведению, астрономии, физике, химии и биологии, выпущенные в СССР и России. Можно взять для рассмотрения учебники по какой-либо одной дисциплине (можно даже взять один и тот же учебник в разных изданиях) и рассмотреть изменение их в каком-то одном аспекте. Заслуживает внимания значительное увеличение многообразия учебников по естествознанию в послеперестроечный период. Можно сравнить их по каким-либо параметрам с базовыми учебниками советского периода. Помните, что необходимо поставить выполнимую задачу. Примерно за полтора месяца надо написать сочинение в 5-10 страниц (10,000-20,000 знаков), резюмирующее результаты вашего исследования.

Относительно выбора темы и конкретных исследовательских вопросов можно консультироваться с преподавателем по электронной почте или лично в его приемные часы (четверг, 16:30-18:00) или по предварительной договоренности в специально назначенное время.

Темы рефератов

  1. Сравнительные хронологические таблицы истории естественных и социальных наук с содержательными комментариями.
  2. Переводы англоязычных статей по истории естественных наук или социологии научного знания. С комментариями о проблемах перевода, об основных понятиях, используемых автором, о самом авторе. Ссылки на оглавления книг, из которых рекомендуется брать тексты для перевода, даны ниже.
  3. Переводы исторически значимых естественнонаучных текстов с английского / французского / немецкого / латинского языков. С краткой справкой об авторе и об основных понятиях, использованных им.
  4. Рецензия на книгу по истории науки / философии науки / социологии научного знания (включая интернет-издания книг).
  5. Сопоставление изложения какой-либо из проблем философии науки и социологии знания в учебнике по КСЕ и в оригинальных работах философов науки и социологов научного знания.
  6. Сравнительный анализ изложения какой-либо концепции в учебнике по одной из естественнонаучных дисциплин для вузов и в учебнике по КСЕ.
  7. Трансформация школьных учебников по естественнонаучным дисциплинам в XX веке.
  8. Сравнение изложения какой-либо концепции естествознания в двух учебниках для вузов.
  9. Анализ изложения какой-либо проблемы естествознания / философии науки / социологии знания в рефератах рунета.
  10. Обзор интернет-ресурсов по философии науки / социологии знания / истории науки.
  11. Анализ конкретного случая в истории науки с точки зрения противоречащих друг другу концепций динамики научного знания (Поппер vs. Кун или Кун vs. Лакатош).
  12. Обзор публикаций в прессе (включая интернет) по какой-либо активно обсуждаемой проблеме, связанной с естественными науками. Роль ученых в этих дебатах.
  13. Сопоставление представлений о движущих силах и характере развития науки с точки зрения философов науки и/или социологов знания (сопоставить взгляды Поппера, Куна, Лакатоша и Флека: не более двух авторов в любых комбинациях).

Оглавление книги Companion to the History of Modern Science, из которой можно выбирать тексты для перевода / companion_toc.pdf [340,967 B]

Оглавление книги Handbook of Science and Technology Studies, из которой можно выбирать тексты для перевода / hsts_toc.pdf [280,709 B]

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 114-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

В дополнение к указанным продуктам применяется парфюм оптом или похожее.. Дешевые шубы в греции. Шуб тур в пекин. Размеры шуб в греции.. Столы и мебель на любой вкус - массажный стол.. Самая приятная нтв плюс в москве бесплатно. Красивая нтв плюс Сокол Москва.. душевая кабина с ванной в петербурге
Сайт создан в системе uCoz