Мне хотелось бы, чтобы знания и навыки, получаемые вами на занятиях по психологии и педагогике, вы рассматривали как полезные, в первую очередь, для понимания реальных повседневных ситуаций, которые могут возникать в Вашей жизни. Поэтому ставьте главной целью посещения занятий достижение житейской психологической компетентности, а не избежание возможных санкций за плохую подготовку. Делайте акцент на учении, и только потом – на оценивании. Делайте краткие конспекты текстов к семинарским занятиям. Выделите основную идею текста, ключевые слова, соотнесите содержание текста с уже имеющимися знаниями. Все это хорошо помогает в овладении новой информацией.
Семинар #2. Познавательные процессы: речь и мышление.
Чтение:
Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений в 6-ти тт. М.: Педагогика, 1982. Т.2. сс. 10-23, 89-118, 295-362
(главы «Предмет и метод исследования», «Генетические корни мышления и речи», Мысль и слово).
Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х тт. М.: Мир, 1999. Т.1. сс. 361-376, 414-436.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. сс. 55-64.
Семинар #4. Классические направления исследования личности. Психодинамическое направление (З. Фрейд). Аналитическая психология (К.–Г. Юнг). Гуманистическое направление (А.Маслоу). Бихевиоральное направление (Б. Скиннер). Когнитивное направление (Дж. Келли).
Чтение:
Маслоу А. Мотивация и личность // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000. сс. 183-216.
Фрейд З. «Я» и «Оно» // Фрейд З. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991. Т.1. сс. 351-392.
Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб.: Питер. 1999. сс. 105-142, 197-206, 331-366, 431-470, 480-509.
Юнг К.-Г. Становление личности // Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000. сс. 65-79.
Семинар #5. Психологические особенности возрастных периодов (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юность, зрелость).
Чтение:
Психология человека от рождения до смерти // Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. сс. 114-153, 156-169, 195-237, 257-314, 335-395, 414-475, 492-541, 546-606.
Кон И.С. Психология старшеклассника. С.: Просвещение, 1982.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. Тривола, 1995. гл. 1-2. / obukhova_1.doc, obukhova_2.doc
Семинар #6. Личность и культура. «Национальный» характер.
Чтение:
Лебедева Н.М. Введение в кросс-культурную и этническую психологию: учебное пособие. М.: Ключ. 1999. сс. 95-125.
Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М., 1997. сс. 127-138.
Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак. 2002. сс. 19-24, 54-70, 148-162, 315-330.
Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008 Тел.: +7 (812) 714-25-44 E-mail: dephuman@hse.spb.ru