Биологическое и социальное в онтогенезе: биологизаторский, социологизаторский и дуалистический подходы к проблеме соотношения социального и биологического.
Биологические основы функционирования психики. Строение нервной системы и мозга, функциональная асимметрия полушарий. Половые различия. Физическое здоровье и функционирование психики.
Дополнительное чтение:
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185-189. / http://www.psychology.ru/library/00045.shtml
Тема 2. Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии
Развитие представлений о предмете психологии: классические научные школы в отечественной и зарубежной психологии
(психология сознания, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология).
Основные положения о природе человека в рамках перечисленных теорий. Методы психологии: наблюдение, самонаблюдение,
эксперимент, тестирование, интервью, опрос.
Критерии психической нормы и патологии. Бихевиоральный, гуманистический, когнитивный и социокультурный подходы
к пониманию причин и коррекции патологического поведения. Пограничные психические расстройства.
Акцентуации характера.
Тема 4. Личность. Структура личности. Влияние профессии на личность.
Классические направления исследования личности: психодинамическое, аналитическая концепция (К.-Г. Юнг),
неофрейдизм, бихевиоральное, когнитивное, гуманистическое. Механизмы возникновения тревоги и невроза.
Мотивация. Классификация потребностей. Понятие “оптимума мотивации”. Феномены влияния профессии на личность:
профессионализация, профессиональная деформация, профессиональное выгорание.
Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб.: Питер. 1999. 608 с.
Юнг К.-Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное / Юнг К.-Г. Психология бессознательного. C. 103-114, 240-244, 246-249. / http://www.psychology.ru/library/00026.shtml
Тема 5. Введение в возрастную психологию.
Жизненный цикл психического развития человека. Проблема периодизации психического развития.
Теория психосексуального развития З. Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
Психологические особенности возрастных периодов: пренатального периода, младенчества, раннего детства,
дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового периода, юности, зрелого возраста, старости.
Возрастные кризисы. Умирание как жизненный этап.