Биологическое и социальное в онтогенезе: биологизаторский, социологизаторский и дуалистический подходы к проблеме соотношения социального и биологического.
Биологические основы функционирования психики. Строение нервной системы и мозга, функциональная асимметрия полушарий. Половые различия. Физическое здоровье и функционирование психики.
Дополнительное чтение:
Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
Кон И. С. Психология половых различий /
Лурия А. Р. Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь /
Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека /
Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185-189. /
Тема 2. Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии
Развитие представлений о предмете психологии: классические научные школы в отечественной и зарубежной психологии
(психология сознания, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология).
Основные положения о природе человека в рамках перечисленных теорий. Методы психологии: наблюдение, самонаблюдение,
эксперимент, тестирование, интервью, опрос.
Дополнительное чтение:
Гиппенрейтер Ю. Б. Общее представление о психологии как науке /
Годфруа Ж. Чем занимаются психологи /
Тема 3. Нормальное и патологическое поведение.
Критерии психической нормы и патологии. Бихевиоральный, гуманистический, когнитивный и социокультурный подходы
к пониманию причин и коррекции патологического поведения. Пограничные психические расстройства.
Акцентуации характера.
Тема 4. Личность. Структура личности. Влияние профессии на личность.
Классические направления исследования личности: психодинамическое, аналитическая концепция (К.-Г. Юнг),
неофрейдизм, бихевиоральное, когнитивное, гуманистическое. Механизмы возникновения тревоги и невроза.
Мотивация. Классификация потребностей. Понятие “оптимума мотивации”. Феномены влияния профессии на личность:
профессионализация, профессиональная деформация, профессиональное выгорание.
Дополнительное чтение:
Маслоу А. Самоактуализация /
Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
Фрейд З. Я и Оно. / Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188. /
Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб.: Питер. 1999. 608 с.
Юнг К.-Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное / Юнг К.-Г. Психология бессознательного. C. 103-114, 240-244, 246-249. /
Тема 5. Введение в возрастную психологию.
Жизненный цикл психического развития человека. Проблема периодизации психического развития.
Теория психосексуального развития З. Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
Психологические особенности возрастных периодов: пренатального периода, младенчества, раннего детства,
дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового периода, юности, зрелого возраста, старости.
Возрастные кризисы. Умирание как жизненный этап.
Дополнительное чтение:
Лурия А. Р. Основные принципы психического развития в онтогенезе /
Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. М.: Пед. о-во России, 1999.
Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2001. 652 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 1996.
Тема 6. Кросс-культурные различия в проявлении психологических феноменов.
Психологические измерения культур. Культура и познавательные процессы. Культура и биологическая основа поведения.
Дополнительное чтение:
Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М., 1997. 432 с.
Лебедева Н. М. Введение в кросс-культурную и этническую психологию: учебное пособие. М.: Ключ. 1999. 224 с.
Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак. 2002.
Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008 Тел.: +7 (812) 714-25-44 E-mail: dephuman@hse.spb.ru