Биологическое и социальное в онтогенезе: биологизаторский, социологизаторский и дуалистический подходы к проблеме соотношения социального и биологического. Биологические основы функционирования психики. Строение нервной системы и мозга, функциональная асимметрия полушарий. Половые различия. Физическое здоровье и функционирование психики.
Развитие представлений о предмете психологии: классические научные школы в отечественной и зарубежной психологии (психология сознания, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология). Основные положения о природе человека в рамках перечисленных теорий. Методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тестирование, интервью, опрос.
Критерии психической нормы и патологии. Бихевиоральный, гуманистический, когнитивный и социокультурный подходы к пониманию причин и коррекции патологического поведения. Пограничные психические расстройства. Акцентуации характера.
Классические направления исследования личности: психодинамическое, аналитическая концепция (К. – Г. Юнг), неофрейдизм, бихевиоральное, когнитивное, гуманистическое. Механизмы возникновения тревоги и невроза. Мотивация. Классификация потребностей. Понятие “оптимума мотивации”. Феномены влияния профессии на личность: профессионализация, профессиональная деформация, профессиональное выгорание.
Жизненный цикл психического развития человека. Проблема периодизации психического развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Психологические особенности возрастных периодов: пренатального периода, младенчества, раннего детства, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового периода, юности, зрелого возраста, старости. Возрастные кризисы. Умирание как жизненный этап.
Психологические измерения культур. Культура и познавательные процессы. Культура и биологическая основа поведения.
Предмет педагогической психологии. Предмет педагогики. Понятия: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование. Зона ближайшего развития, зона актуального развития. Цели обучения. Обучение, центрированное на знаниях («традиционное обучение»): принципы, методы. Личностно-ориентированное обучение (гуманистическая педагогика). Проблемное обучение. Развивающее обучение (В.В. Давыдов). Активные методы обучения: ОДИ, деловая игра, тренинг, “мозговой штурм”, ТРИЗ, ролевая игра, анализ ситуаций. Стили педагогического общения. Психологические подходы к анализу педагогической деятельности.
Эволюция представлений о целях и смысле воспитания в историческом контексте. Роль внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Критерии благополучия внутрисемейных отношений. Стили детско-родительских отношений. Роль сказки в развитии ребенка. Роль игры в развитии ребенка.
Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru