Эссе по курсу по курсу «Психология и педагогика»
Примерные темы
- Тождественна ли психика нервной системе? Аргументируйте свое мнение.
- Сравните взгляды на механизмы формирования самооценки трех персонологических школ (по собственному выбору). Определите общие для всех трех концепций положения.
- Целесообразно ли выделение коллективного бессознательного в отдельную структуру психики? Аргументируйте свою точку зрения.
- Соотношение сознания и бессознательного в регуляции поведения.
- Рассмотрите биологический, педагогический и структурный подходы к определению интеллекта. Обсудите их достоинства и недостатки.
- Возможно ли измерить интеллект?
- Целесообразно ли выделение «общих» и «специальных» способностей?
- Измеряемы ли способности и одаренность?
- Каково соотношение между задатками и способностями? Обсудите существующие подходы к проблеме.
- Каково соотношение между способностями, одаренностью, талантом и гениальностью? Обсудите существующие подходы к проблеме.
- Что, на Ваш взгляд, более целесообразно: выделение типов темперамента или типов высшей нервной деятельности?
- Правомерно ли употребление термина «измененное состояние сознания»? Если да, то каковы критерии «нормального» состояния сознания?
- Сравните взгляды на механизмы агрессивного поведения трех персонологических школ (по собственному усмотрению). Определите общие для всех трех концепций положения.
- Рассмотрите гипотезу лингвистической относительности Сепира – Уорфа. Аргументируйте свое согласие / несогласие с этой гипотезой.
- Исходные положения теоретиков о природе человека отражают их собственный жизненный опыт. Аргументируйте свое согласие / несогласие с этим утверждением.
- Гуманистическая психология настаивает на неуместности / бесполезности исследований на животных для понимания поведения человека. Аргументируйте свое согласие / несогласие с этим положением.
- Какая (или какие) ориентации характера (по Э. Фромму) наиболее распространены, на Ваш взгляд, сегодня? Аргументируйте.
- Сравните взгляды Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни на развитие личности. Проанализируйте сходства и различия.
- Какое из пяти направлений исследований личности (психоаналитическое, когнитивистское, бихевиористское, гуманистическое, феноменологическое), на Ваш взгляд, является наиболее перспективным? Аргументируйте.
- Сравните традиционный и инновационный подходы к обучению. Обсудите достоинства и недостатки каждого подхода.
- Проведите сравнительный анализ концепций когнитивного развития ребенка Ж. Пиаже и А. Валлона. Определите общие черты и различия.
- Сравните универсалистский и релятивистский подходы к исследованию психопатологий. Что, на Ваш взгляд, более целесообразно: говорить о существовании культурно-ограниченных синдромов или о разных (в зависимости от культуры) проявлениях одной патологии?
- Свобода vs. детерминизм в становлении личности: какой точки зрения придерживаетесь Вы?
- Проактивность vs. реактивность в поведении человека: какой точки зрения придерживаетесь Вы?
- Сравните взгляды трех персонологических школ (по собственному выбору) на роль внутрисемейного воспитания в становлении личности. Определите наиболее значимые внутрисемейные факторы.
Требования к эссе
- Эссе должно быть напечатано на компьютере.
- Объем: 5-8 страниц (шрифт 12, 10-17 тыс. символов).
- Санкции за выявленный плагиат: аннулирование оценки.
- Санкции за предоставление эссе после установленного срока: снижение оценки за работу на 2 балла.
- В работе присутствуют правильные ссылки на источники (включая Интернет - ресурсы): цитаты заключены в кавычки, источник цитаты указывается непосредственно в тексте (в квадратных скобках)* либо в форме концевой сноски.
* Например: «Архетипы--врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом» [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.--СПб.: Питер, 1999, С.200.]
- Требования к содержанию:
- эссе содержит обоснованный тезис, четко сформулированный в начале работы;
- для анализа тезиса привлекаются основные и дополнительные литературные источники, перечисленные в конце работы;
- эссе содержит критические идеи и комментарии автора;
- эссе имеет четкую структуру.