Для Факультета экономики, весенний семестр 2003/2004 г.
Преподаватели:
Лекции
Наталья Викторовна Печерская Кандидат философских наук, Доцент кафедры социологии СПбФ ГУ ВШЭ, Ассоциированный научный сотрудник Европейского университета в Санкт-Петербурге
Семинары
Виталий Владимирович Кирющенко Кандидат философских наук, Доцент кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ ВШЭ
Алексей Валерьевич Куприянов Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ ВШЭ, Научный сотрудник программы «Развитие социальных исследований образования в России» Европейского университета в Санкт-Петербурге E-mail: tinea@eu.spb.ru http://dhhse.narod.ru/faculty/q/
Игорь Юрьевич Ларионов Старший преподаватель кафедры гуманитарных наук СПбФ ГУ ВШЭ
В весеннем семестре 2003/2004 г. курс читается студентам факультета экономики. Занятия проходят в форме лекций и семинаров. На этой странице можно найти программу семинарских занятий и литературу к семинарам гр. 112 и 114.
Расписание
Экономисты (Седова, 55 корп. 2)
Вторник:
13:00--14:30 Семинар гр. 114, ст. преп. А. В. Куприянов
14:40--16:10 Семинар гр. 112, ст. преп. А. В. Куприянов
Reader для групп 112 и 114
На каждом семинаре мы анализируем один или несколько текстов. Группа разбивается на две--три подгруппы. Каждой из подгрупп выдаются вопросы, над которыми подгруппа работает с текстом в течение 30-40 минут. После этого один или несколько представителей от подгруппы должны представить результаты работы. Посещение семинаров является обязательным и студент или студентка, пропустившие семинар, должны написать эссе по всем вопросам, обсуждавшимся во всех подгруппах на пропущенном семинаре (размер эссе 4,000--6,000 знаков). Вопросы к семинарам можно посмотреть на отдельной странице.
Cписок вопросов имеется также и в формате text only / seminar_quest.txt
Иммануил Кант. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как
наука: Предисловие, главы: «Общий вопрос пролегоменов: возможна ли вообще метафизика?» , «Пролегомены: общий вопрос: как возможно познание из чистого разума», «Главного трансцедентального вопроса часть первая: как возможна чистая математика» / http://www.philosophy.ru/library/kant/metaf.html
Эссе в группах 112 и 114 (по материалам семинаров)
Предуведомление
Темы указаны под номерами. Комментарии даны в квадратных скобках.
При написании эссе не следует ограничиваться:
Только текстами, которые мы рассматриваем на семинарах.
Только теми текстами, которые мы уже рассмотрели на семинарах.
Прошу распределять темы более-менее равномерно, чтобы на каждую тему писали эссе не более, чем по 3-5 человек. Некоторые темы сформулированы так, что при их уточнении (путем добвления определенных имен философов) могут получиться разные темы (примеры: темы 1, 2, 7, 8, 11). В этом случае желательно, чтобы люди, пишущие на эти темы брали разных, а не
одинаковых философов.
Объем эссе 10,000 знаков (5 машинописных страниц). Эссе предоставляется в распечатанном виде на занятии 8 июня и в электронном виде по электронной почте (до полуночи того же дня) или на дискете (вместе с распечаткой). Эссе, сданные после 8 июня до 17:00 пятницы 11 июня секретарям кафедры социологии или кафедры гуманитарных наук (см. раздел контакты) могут быть зачтены, но оценка будет снижена на 2 балла по десятибалльной шкале. Эссе, не сданные в эти сроки, без наличия документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, смерть близких родственников) рассматриваться не будут (оценка 0 баллов).
Эссе в которых будут обнаружены заимствованные фраменты, не оформленные согласно правилам цитирования (включая как прямые цитаты, так и парафразы), будут оценены на 0 баллов и подлежат переписыванию (при злостном плагиате) или частичной доработке (при незлонамеренном нарушении правил цитирования). Рекомендую для изучения фрагмент книги Умберто Эко "Цитата. Парафраз. Плагиат", размещенный в on-line библиотеке нашей кафедры.
Темы эссе:
Стиль философских текстов. [Вспомните все, что мы говорили о форме текстов, об использовании метафор, аллегорий и примеров: необходимо будет сравнить двух-трех авторов, тексты которых входят в программу семинаров]
Предметы философии: образы X (и Y) у N и M. [Философы даже в самых абстрактных рассуждениях вынуждены спользовать примеры, объяснять что-то «на пальцах», приводить аллегории. Нередко разные философы используют один и тот же образ для иллюстрации совершенно разных рассуждений. Попробуйте найти такие места в изучаемых нами текстах и сравнить их. Необходимо один-два образа и, по крайней мере, два философа]
Проблема причинности от Аристотеля до Юма и Канта.
«Сомнение» Декарта и «эпохе» Гуссерля.
Эмпиризм у Бэкона и критика эмпиризма у Юма и Канта.
Что не устраивало философов XVII века в античной философии и что они предлагали взамен?
X причин, по которым философ Y, идеи которого принципиально важны для развития философской мысли, должен быть включен в программу семинаров на следующий год. [Причин должно быть не менее трех, философов может быть более одного, но тогда на каждого свои причины или объяснение, почему и тот и другой важны по одним и тем же причинам.]
Сравнение изложения проблемы X в рефератах рунета и произведениях самих философов. [Необходимо проанализировать по крайней мере 3-4 разных реферата на одну и ту же тему и оригинальный текст (один из изученных на семинаре)]
Обзор философских ресурсов рунета. [Необходимо найти три-пять интернет-ресурсов по философии и написать к ним аннотации: чему посвящены, что в них хорошего и плохого, для чего они могли бы пригодиться студентам--слушателям курса философии]
Категория сущности у Аристотеля. Субстанция и акциденции в схоластике. [Здесь может очень пригодиться "Имя Розы", но не следует забывать и о других текстах, в т.ч., о разного рода учебниках].
Философия в художественной литературе. [У нас рассматривалось два фрагмента, но примеров гораздо больше: необходимо найти подходящий фрагмент художественного произведения и проанализировать его, сопоставив изложение с работами философов, взгляды которых излагаются в художественном произведении. Какую роль в данном художественном произведении играет фрагмент, в котором излагают взгляды философа/философов?]
Экспериментальный метод Бэкона и гипотетико-дедуктивный метод Поппера. [Работа Поппера, которая особенно нужна, называется «Предположения и опровержения». Ее можно найти в интернете по адресу http://dhhse.narod.ru/courses/cns/cns-popper1.pdfВнимание! Файл довольно большого объема и требует для чтения программы Adobe Acrobat Reader. Ссылка на бумажное издание см. на странице http://dhhse.narod.ru/courses/cns/]
Обыденный язык у Витгенштайна и Аристотеля. [Сравните рассуждения о языке в «Философских исследованиях» Витгенштайна и в «Органоне» Аристотеля (фрагменты см. семинар 5)]
Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008 Тел.: +7 (812) 714-25-44 E-mail: dephuman@hse.spb.ru