В осеннем семестре 2004/2005 г. курс читается студентам факультета экономики. Занятия проходят в форме лекций и семинаров. На этой странице можно найти программу семинарских занятий и литературу к семинарам.
Курс «Введение в философию» предусматривает текущий контроль успеваемости студентов. Общая оценка (до 10 баллов) представляет собой сумму следующих составляющих (форм работы):
10% (1 балл)посещение семинаров;
30% (до 10 баллов)самостоятельная письменная работа (эссе);
30% (до 10 баллов)итоговая письменная работа (тест);
30% (до 10 баллов)работа на семинарах.
При подсчете баллов десятые доли округляются. Перенос набранных баллов с одной формы работы на другую не допускается.
Шкала пересчета баллов в «зачет/незачет»:
оценки 1-4 = незачет;
оценки 5-10 = зачет.
Шкала пересчета баллов в пятибалльные оценки:
1-3=2;
4-5=3;
6-7=4;
8-10=5
Оценка за посещение семинаров выставляется ведущим семинаров. При этом систематический прогул лекций (более 30% процентов занятий) не может быть компенсирован присутствием на семинарах. Возможна отработка пропущенных занятий в форме подготовки студентом дополнительных письменных работ. Форма и сроки сдачи дополнительной письменной работы определяется преподавателем. Преподаватель отмечает присутствие студента, но не обязан самостоятельно информировать его о необходимости отработки пропущенных занятий. Допускается не более 2 пропусков практических занятий для курсов длительностью 2 и более модулей. Для курсов длительностью 1 модуль пропуски семинарских занятий не допускаются.
Самостоятельная письменная работа может представлять собой анализ фрагмента текста, эссе, реферат и т.д. Форма письменных работ определяется преподавателем. Правила оформления и критерии оценки работ приводятся ниже. Преподавателем заранее устанавливается срок сдачи работ. Работы, сданные позже установленного срока, оцениваются на 2 балла ниже. Работы, являющиеся плагиатом, возвращаются студенту с оценкой 0 (= несданная работа). Плагиатом считается текст, полностью или частично заимствованный из любого источника (учебники, web-страницы и т.п.) без кавычек и соответствующих ссылок. В случае обнаружения плагиата преподаватель не обязан обосновывать свое решение об оценке работы. Допускается пересдача такой работы в течение одной недели после ее возвращения студенту. Итоговая оценка снижается на 3 балла.
Критерии оценки письменных работ:
Оценки выставляются по 10-ти балльной шкале.
10выдающаяся работа на высоком уровне, присутствует логика и оригинальность изложения, выдвинут и доказан тезис, видно уверенное владение освоенным материалом;
8-9очень хорошая работа, продемонстрированы не только усвоенные знания по курсу, но навыки анализа материала и самостоятельного мышления. Возможны мелкие проблемы с логикой изложения;
6-7хорошая работа, продемонстрированы усвоение фактических знаний по курсу и основные навыки аргументации, но изложение не вполне закончено с точки зрения обоснования тезиса и раскрытия вопроса;
4-5средняя работа, неполное усвоение фактических знаний по курсу, слабая логика изложения и обоснования;
2-3плохая работа, отрывочные знания по курсу, путаница в изложении;
1отсутствие каких-либо знаний;
0несданная работа.
Правила оформления письменных работ:
Письменные работы принимаются как в рукописной, так и в печатной форме. Работы на дискетах или по e-mail не принимаются. Титульный лист должен содержать фамилию и инициалы студента, номер группы, название работы, фамилию преподавателя, год.
Итоговая письменная работа представляет собой тест из 10 или 20 вопросов по курсу, оценивающихся по принципу «правильно» / «неправильно». Оценка за работу (до 10 баллов) выставляется на основании количества правильных ответов. Исправление теста не допускается.
Работа на семинарах
Оценивается ведущим семинаров следующим образом:
1-2 балловответы на вопросы преподавателя, вопросы с места;
2-4 балловучастие в дискуссии, доклады, заранее подготовленные выступления.
Общая оценка за работу на семинарах является простой суммой всех набранных баллов. Преподаватель имеет право снятия со студента накопленных им баллов или зачета баллов «в минус» (до 1 балла за семинар) в случае невыполнения студентом требований по подготовке к занятию или если поведение студента дезорганизует работу группы на занятии.
Случаи невыполнения студентом академических требований:
В случае сдачи не в срок письменных работ по уважительной причине работа оценивается как сданная в срок;
В случае отсутствия на занятиях, а также невыполнения письменных работ по уважительной причине оценка (до 10 баллов) представляет собой сумму следующих составляющих:
30% (до 3 баллов)самостоятельная письменная работа I.
30% (до 3 баллов)самостоятельная письменная работа II.
40% (до 4 баллов)итоговая письменная контрольная работа (тест).
Формы и сроки сдачи письменных работ определяются преподавателем.
В случае отсутствия уважительной причины систематических пропусков занятий и невыполнения письменных работ допускается экзаменационное собеседование (оценка до 5 баллов).
Литература и обязательные вопросы к семинарам:
Большая часть текстов представляет собой файлы в формате MS Word для скачивания и распечатки.
Г. В. Ф. Гегель. Кто мыслит абстрактно? / hegel.doc
Виктор Пелевин. Чапаев и пустота. Отрывок 1 / pelevin1.doc
Вопросы к текстам:
Чем отличаются друг от друга вопросы, которые ставит перед человеком юриспруденция, экономика, естественные и исторические науки, с одной стороны, и вопросы, которые предлагает философия,с другой?
Почему некоторые вопросы, находящиеся в пределах естественных наук, не могут при этом не оставаться философскими?
Как И. Берлин определяет предмет философии (то, что является объектом ее интереса)?
И. Берлин говорит о философии как о критике науки и обыденной жизни. Что он имеет в виду?
Почему повышенную склонность к абстрактному мышлению проявляет, по Гегелю, прежде всего, тщеславный и невнимательный человек?
Семинар 2.
Исайя Берлин. Не ведайте ни страха, ни надежды / berlin2.doc
Карл Ясперс. Философская вера. Фрагмент / jaspers.doc
М. Фуко. История Сексуальности.Том 3. Глава 2. Культура себя / foucault.doc
Вопросы к текстам:
Что такое «забота о себе»? Почему античный человек считал ее осуществление необходимостью?
Являлась ли «забота о себе» чисто духовной практикой? Какие виды активности она в себя включала?
Предполагалось ли, что «заботе о себе» нужно посвящать какое-то отдельное время, в течение которого оставлялись все другие жизненные занятия?
Чем можно объяснить связь, существовавшую в античности между «заботой о себе», юридической и медицинской практиками?
В чем Ясперс видит отличия веры от знания (на примере Бруно и Галилея)?
Как И. Берлин понимает и определяет свободу? В чем, с его точки зрения, главное достоинство свободного человека? Представьте вслед за И. Берлиным аргументацию сторонников теории, согласно которой свобода предполагает знание и рациональность.
В каких отношениях детерминизм и фатализм лишают человека свободы? Как И. Берлин понимает ответственность, ответственный выбор? В чем состоит детерминизм и антидетерминизм в отношении воли человека, его сознательного выбора, его поступков? Как это связано с проблемой ответственности?
Как выбор человека зависит от его незнания, невежества? Соглашается ли И. Берлин с утверждением, что человек«пленник своего характера»?
Тема 2. Фигура философа в контексте античного полиса:
Виктор Пелевин. Чапаев и пустота. Отрывок 2. / pelevin2.doc
Вопросы к текстам:
Почему Сократ отказался бежать из Афин и предпочел смерть? Что о выборе Сократа можно сказать в связи с тем, какую роль философ играет в «Государстве» Платона?
Какие аргументы в пользу бессмертия души приводит Сократ?
Как эти аргументы доказывают представление Сократа о том, что «философияэто путь к смерти»?
Как эти аргументы связаны с платоновским понятием «идеи»?
Тема 3. Классика философии: от рационализма к прагматизму и аналитике
Р. Декарт. Рассуждение о методе. Фрагмент. / descartes1.doc
Вопросы к текстам:
Что представляет собой, по Бэкону, каждый из «идолов познания»? Почему человеку необходимо от них избавляться?
К проявлениям какого из идолов можно отнести человеком человеческое тщеславие? страх перед неизвестностью? Нежелание вступать в диалог с другим?
Почему Декарт не настаивает на том, что его методу должен следовать каждый?
Что заставило Декарта оставить занятия и отправиться в путешествие?
С точки зрения Декарта, у здания должен быть один архитектор, у государстваодин законодатель, а у вселеннойодин творец. Почему это важно?
Семинар 7.
Р.Декарт. Размышления о первой философии. Части 1-2. / descartes2.doc
Вопросы к текстам:
Зачем Декарту нужно сомнение? Чем декартовское сомнение отличается от обычного сомнения?
Почему я, по Декарту, никогда не могу вообразить себе нечто совершенно новое? Как это связано с преимуществами, которые Декарт признает за геометрией и арифметикой перед всеми другими науками?
Для чего Декарт вводит в свои рассуждения «могущественного злокозненного обманщика»?
Что показывает взятый Декартом пример с воском?
Семинар 8.
И.Кант. [Суждения a priori. Пространство и время как априорные формы чувственности] / kant.doc
Вопросы к текстам:
В чем, по Канту, разница между априорным и эмпирическим знанием? Каковы основные свойства эмпирических и априорных суждений?
Как Кант определяет аналитические и синтетические суждения? Почему все эмпирические суждения являются синтетическими? На какую проблему Кант указывает в случае с синтетическими априорными суждениями?
На чем основано различие между логикой и эстетикой? Что изучают эти науки?
Кант определяет пространство и время как «формы чувственности». Что он имеет в виду?
Являются ли пространство и время объективными свойствами вещей вне нас, или субъективными свойствами души?
Сформулируйте и объясните основные принципы прагматического подхода к теоретическим (метафизическим) проблемам.
Опишите основные принципы тоталитарной рационалистической установки мышления, против которой выступает прагматизм.
Какой статус приписывает прагматизм понятию «истина»? Каковы практические следствия принятия прагматического понятия об истине?
Почему и каким образом прагматизм «делает менее резкими споры»?
Как Карнап обосновывает утверждение, что «метафизические вопросы» и «метафизические предложения» являются бессмысленными?
Что Карнап понимает под «значением слова»?
Семинар 10.
Б. Уорф. Отношение норм мышления и поведения к языку / whorf.doc
Вопросы к текстам:
Основным положением позднего периода развития философии Витгенштейна является утверждение, что «жизнью» знака, значением слова является его употребление. Подробно разверните эту мысль на материале начала «Философских исследований».
Опишите взаимоотношения «языковой игры» и «языка как формы жизни» в «Философских исследованиях» Л. Витгенштейна?
Какие проблемы Витгенштейн связывает с утверждением «Каждое слово в языке что-то означает»?
Действительность не может быть осознана без помощи языка: приведите аргументы за и против данного тезиса.
Означает ли утверждение Б. Уорфа и Э. Сепира о том, что «реальный мир» строится на основе языковых норм данной группы, невозможность непосредственного доступа к реальности? Можно ли и в каком смысле говорить о том, что языковая норма полностью определяет восприятие действительности?
Тема 4. Философия и общество
Семинар 11.
Ф. Ницше. Генеалогия морали.Фрагменты / nietzsche.doc
Э. Фромм. Концепция человека у Карла Маркса / fromm.doc
Вопросы к текстам:
С чем Ницше связывает происхождение понятий «хороший» и «плохой», и в чем он не согласен с английскими моралистами?
Как Ницше определяет «рессентимент»? Почему рессентиментэто наслаждение «воображаемой местью»? Кто такой «человек рессентимента»?
Почему милосердие уничтожает справедливость?
Дайте пояснения к понятию отчуждения у Маркса. Что имеет в виду Маркс, когда называет человека «средством своего собственного индивидуального существования»?
Семинар 12.
З. Фрейд. Ведение в психоанализ.Фрагменты. / freud2.doc
Опишите стадии развития детской сексуальности. Что такое задержка и регрессия?
Дайте определение и объясните следующие понятия психоанализа Фрейда:
Симптомы; пути их образования
Цензура, вытеснение, перенесение
Либидо
Эдипов комплекс
«Принцип реальности»
Опишите стадии развития детской сексуальности. Что такое задержка и регрессия?
Фрейд утверждает, что люди охотно становятся сторонниками психоанализа при условии, что тот пощадит их лично. Каким образом излечение от болезни в ходе анализа связано с развитием критического отношения к себе и доверительного отношения к психоаналитику?
Почему подлинный психоанализ, согласно Фрейду, начался с отказа от гипноза?
Как Фрейд определяет «нормальную» и «извращенную» сексуальность? Как он описывает их взаимные отношения?
Что представляет собой «договор со смертью» современного человека? Когда он перестает соблюдаться? В чем, по Фрейду, интрига взаимодействия между моим отношением к «собственной смерти», «чужой смерти» и «смерти близкого»?
Что такое «невроз»? Конфликт каких представлений, связанных со смертью, приводит, по Фрейду, к возникновению невроза?
Что, в связи с представлениями человека о смерти, Фрейд говорит о юморе?
Семинар 13.
Г. Торо. О гражданском неповиновении / thoreau.doc
Н. Бердяев. Демократия, социализм и теократия. Фрагмент. / berdiaev.doc
Вопросы к текстам:
Дискуссия
Семинар 14.
С. Жижек. Добро пожаловать в пустыню реального. Части 1-2. / zizek.doc
Вопросы к текстам:
Свободная дискуссия
Возможные темы эссе:
Чем отличаются друг от друга вопросы, которые ставит перед человеком юриспруденция, экономика, и естественные науки, с одной стороны, и вопросы, которые предлагает философия,с другой? Как можно определить предмет философии? В чем состоит ее практическое значение? Что бы сказали об этом Декарт, У. Джеймс, Р. Карнап, И. Берлин?
Можно ли сказать, что невежественный, но счастливый человек превращается в несчастного, став просвещенным и свободным? Может ли вообще невежественный человек быть счастливым (И. Берлин)?
Что представляла собой «забота о себе» как образ мысли и жизненная стратегия? Чем можно объяснить связь, существовавшую в античности между «заботой о себе, юридической и медицинской практикой?
Можно ли назвать отношения между убеждениями Сократа и афинскими законами «конфликтом»? Дайте собственную интерпретацию смерти Сократа в контексте «Государства» Платона.
В чем, на ваш взгляд, смысл заключительной речи и самого появления Алкивиада в конце диалога Платона «Пир»?
Какими чертами характера наделяет Платон философа в «Государстве»? В чем особенность отношения философа к окружающему миру? Что такое власть для философа, о котором говорит Платон?
Почему Платон никак не связывает представления о прекрасном с искусством? В чем различия между наукой и искусством у Аристотеля? Чем отличаются представления об искусстве Платона и Аристотеля?
Каковы различия между практикой и теорией (философией и политикой) у Платона и Аристотеля? В чем состоит смысл «майевтики» (Платон) и «теоретического исследования» (Аристотель) как способов отношения философов к политике?
Чем отличалась деятельность законодателя от деятельности политика в полисном государстве? Как именно это связано с характером полисной культуры?
Что представляет собой, по Бэкону, каждый из типов ложных понятий, или «идолов«? Как освобождение от идолов связано с идеалом познания и властью над другими людьми? Может ли способность к абстрактному мышлению помочь в борьбе с идолами?
Что такое cogito? В чем суть сомнения как метода у Декарта? Как это связано с темой путешествия?
Прокомментируйте цитату из «Рассуждения о методе» Декарта: «...я никоим образом не одобряю беспокойного и вздорного нрава тех, кто, не будучи призван ни по рождению, ни по состоянию к управлению общественными делами, неутомимо тщится измыслить какие-нибудь новые преобразования. <...> Мое намерение никогда не простиралось дальше того, чтобы преобразовывать мои собственные мысли и строить на участке, целиком мне принадлежащем».
Дайте развернутый комментарий следующего отрывка из «Трансцендентальной эстетики»: «...Всякое наше созерцание есть только представление о явлении; вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как мы их созерцаем, и отношения их сами по себе не таковы, как они нам являются. И если бы мы устранили наш субъект или же только субъективные свойства наших чувств вообще, то все свойства объектов и все отношения их в пространстве и времени и даже само пространство и время исчезли бы: как явления они могут существовать только в нас, а не сами по себе. Каковы предметы сами по себе и обособленно от этой восприимчивости нашей чувственности, нам совершенно неизвестно».
Какую роль в формировании человека рессентимента играет память? Сравните точку зрения Ницше с тем, о чем говорит Платон в своей теории «знания как припоминания». Что можно сказать в связи с этим о взглядах на мораль Платона и Ницше?
В чем, на ваш взгляд, главные отличия в определении «сознания» (ego, Я, субъекта) в классическом рационализме (Декарт, Кант) от того, который предлагается в психоанализе З. Фрейда?
Дайте краткое описание предложенной Р. Карнапом техники доказательства бессмысленности «метафизических суждений«; используйте его метод на примере одного из четырех «доказательств бессмертия души» из диалога Платона «Федон».
Одним из основных положений философии Витгенштейна является утверждение, что значением слова является его употребление. Подробно разверните эту мысль на материале «Философских исследований».
Возможно ли осознание действительности без помощи языка? Зависит ли, и в какой степени восприятие реальности от знания языковых норм? Как бы ответили на эти вопросы Р. Декарт и Б. Уорф?
Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008 Тел.: +7 (812) 714-25-44 E-mail: dephuman@hse.spb.ru