Курс предназначен для студентов пятого курса факультета социологии специальностей экономическая социология и социальные технологии.
В курсе обсуждаются этнические и национальные феномены в контексты различных дисциплин, анализируются теоретические дискуссии в исторической перспективе, обсуждаются вопросы, связанные с российской спецификой изучения этносоциологии. Сквозь призму современных теорий рассматриваются этнонациональные процессы, характерные для РФ, анализируется значение идеологии в формировании тех или иных убеждений, изучается роль образования, СМИ, переписи населения в формировании этнической, региональной и национальной идентичности, особенностей социальной категоризации. Особое внимание уделяется законодательно закрепленным механизмам воздействия на этнонациональную специфику региона и/или государства.
На этой странице можно найти программу лекционных и семинарских занятий, а также темы эссе. Список рекомендованой литературы можно найти на отдельной странице.
Учебные задачи курса:
знакомство с основными понятиями этносоциологии в контексте различных научных школ и дисциплин;
изучение классических концепций этничности, идентичности, национализма, мультикультурализма, расизма, миграционных теорий, социальной психологии предрассудков, современного состояния научных дискуссий;
овладение теоретическими знаниями, позволяющими объяснить этнические и национальные феномены, в особенности на территории РФ (причины миграционных перемещений, конструирование национальной и этнической идентичности, механизмы формирования ксенофобии, законодательная практика и последствия и т.д.);
освоение традиционных и оригинальных методов и методик этносоциологии, овладение умением модифицировать методики и создавать новый инструментарий в соответствии с предметом и целями исследования (в том числе освоение методов изучения предрассудков, методов анализа «языка вражды», знакомство с дискурс-анализом текстов).
Самостоятельная работа студентов включает в себя чтения обязательной и дополнительной литературы, написания эссе, а также выполнение ряда заданий, в ходе которых студенты пишут рецензию на работу Э. Геллнера «Пришествия национализма. Мифы нации и класса», составляют программу исследования миграционных процессов и анализируют интервью с экспертами в вопросах этничности и национализма.
Семинарские занятия состоят из обсуждения прочитанной литературы, выступлений с докладами, участие в дискуссиях, обсуждения проделанной самостоятельной работы, выполнения практических заданий: знакомство с дискурсивным анализом для изучения «национальной идеи», участие в этнолингвистическом эксперименте, участие в тренинге межкультурной коммуникации, освоение метода изучения толерантности текстов.
Формы контроля:
Текущий контроль включает написание 1 эссе, выступлением с докладами на семинарах, выполнении практических работ и домашних заданий, выполнение 2 контрольных работ. Итоговый контроль проводится в форме зачета.
Итоговая оценка за курс складывается из следующих составляющих:
30% - работа на семинарах, выполнение промежуточных заданий
30% - контрольные работы
20% - эссе
20% - зачет
Лекции и семинары
1. Введение. Этничность: попытка определения. Современной состояние этносоциологии в России.
Лекции (4 часа)
Введение в курс: структура курса, основные понятия. Что такое «этничность» и «этническая группа»? Этнические группы и социальные границы Ф. Барта. Традиция и современность (Сталин, Бромлей, Гумилев). Последователи советской традиции и основные оппоненты (Тишков, Малахов, Дробижева, Солдавтова, Сикевич). Этнология, социология, психология, история, демография, политология: специфика дисциплин.
Семинар (2 часа)
В. С. Малахов. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 216 - 241.
Ф. Барт (ред.). Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М.: Новое издательство, 2006. С. 9 - 49, 91 - 104.
Ф. Беккер. Этничность и миграция: критическое прочтение понятия этничности в миграционных исследованиях // Ib Imperio, 3/2001. С. 67 - 94.
Какой понятийный аппарат используется в тексте и в рамках какой традиции?
Как соотносятся понятия «культура», «этничность», «народ», «этнос»?
Кого включают в группу «Мы - сообщество»?
Кого включают в сообщество «Другие», «Враги», «Чужие»?
2. Нации и национализм.
Лекции (6 часов)
Традиции в определение термина: «нация» как политическое сообщество (Э. Ренан) и этнокультурное сообщество (И. Гердер, И. Сталин). Теории национализма: примордиализм (Э. Смит), функционализм (К. Дойч, Э. Геллнер), неомарксизм (Т. Нэйрн, М. Хрох), конструктивизм (Б. Андерсон, Э. Хобсбаум). Современное состояние дискуссии: характерные черты. Новые исследования (Дж. Хатчинс, Дж. Армстронг, Р. Брубэйкер, М. Биллиг). Этничность и национализм (Ф. Барт, Т. Эриксен, К. Вердери).
Семинары (4 часа) Классические теории национализма
Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. С. 62 - 96.
Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 58 - 71, 79 - 86.
Геллнер Э. Пришествия национализма. Мифы нации и класса // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 146 - 185.
Задание к следующему семинару:
Написать рецензию на работу Э. Геллнера Пришествия национализма. Мифы нации и класса.
Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышление об истоках и распространении национализма. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.
Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. С. 220-265.
Биллиг М. Нации и языки // ЛОГОС. 4 (49) 2005. С. 44 - 71.
Джозеф Д. Язык и национальная идентичность // ЛОГОС. 4 (49) 2005. С. 4 - 33.
Семинар (2 часа) Современное состояние дискуссии Этничность и национализм
Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 134 - 174.
Брубейкер Р. Именем нации: размышления о национализме и патриотизме // Ab Imperio. 2006/2. С. 59 - 79.
Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? // Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. С. 297 - 307.
3. Этничность и национализм в социальной психологии. Этнопсихология в России: проблемы и достижения.
Лекции (4 часа)
Теоретические основания изучения предрассудков. Структура предрассудков. Стереотипы. Дискриминация. Источники предрассудков: когнитивный, мотивационный и культуральный подходы. Классические эксперименты в социальной психологии предрассудка. Российская специфика литературы по этнопсихологии и кросс-культурной психологии: изучение этносов, национального характера, отдельных этно-культурных групп. Положительный опыт изучения предрассудков и стереотипов в России. Эксперимент как метод изучения этнических и гендерных предрассудков. Эксперимент «парных масок». Тесты: семантический дифференциал, шкала Богардуса, тест М. Куна, Т. Макпартленда. Практическая этнопсихология.
Семинары (3 часа)
Панова Е. «Свои» и «чужие» ученики: представления петербургских учителей об этнических различиях и границах русскости // Ab Imperio, 3/2006.
Малахов В. Преодолимо ли этноцентричное мышление? // Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб: Алетейя, 2002. С. 9 - 31.
Завьялова М., Рыжакова С. Русские Балтии в зеркале этнических стереотипов (по результатам этнолингвистического исследования) /Диаспоры. No4, 2004. С. 207 - 236.
Практические задания:
На семинаре проводится эксперимент «парных масок» с использованием тестов семантического дифференциала и шкалы Богардуса. Результаты группы сопоставляются с проведенным на репрезентативной выборке исследованием.
Критический обзор отечественных учебников и учебных пособий.
Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999.
Крысько В. Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. М.: Экзамен, 2002.
Практическая этнопсихология в России: психологическая помощь мигрантам и тренинги межкультурной коммуникации.
4. Понятие идентичности.
Лекция (2 часа)
Определение идентичности в социальной психологии (Э. Эриксен, А. Тешфел, Дж. Тернер). Социологические подходы к идентичности (И. Гофман, П. Бурдье). Альтернативные понятия (Р. Брубейкер и Ф. Купер).
Семинар (2 часа)
Р. Брубейкер, Ф. Купер. За пределами «идентичности» // Ab Imperio, 3/2002.
В. Малахов. Неудобства с идентичностью // В. Малахов. «Скромной обаяние расизма» и другие статьи. М.: Модест Колеров и «Дом интеллектуальной книги», 2001. С. 79 - 100.
С. Хантингтон. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2004. С.49 - 68.
Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.
Г. Андреева. Психология социального познания: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 181 - 191.
П. Бурдье. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «региона» // Ab Imperio, 2/2002.
5. Мультикультурализм.
Лекция (2 часа)
Мультикультурализм в исторической перспективе. Основные подходы к определению мультикультурализма. Политика мультикультурализма. Дискурс мультикультурализма. Мультикультуральное общество. Мультикультурализм и национальная идеология. Можно ли определить понятие «культура»? Управление культурным многообразием. Толерантность: попытка позитивного взаимодействия или конструирование различий? Российская образовательная политика: дискурс мультикультурализма или религиозного универсализма?
семинар (2 часа)
Тишков В. А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003. С. 230 - 259.
Брубейкер Р. Именем нации: размышления о национализме и патриотизме // Ab Imperio. 2006/2. С. 59 - 79.
Родин А. Мультикультурализм и новое Просвещение // Неприкосновенный запас. 2002, No5 (25).
Гайслер Х. Граждане, нация, республика - Европа и мультикультурное общество // Неприкосновенный запас. 2002, No5 (25).
Малахов В. Мультикультурализм или интеграция // Неприкосновенный запас. 2002, No5 (25).
Куропятник А. И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществ // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002, Том III, No 2 (10).
Дискуссия:
Закон о хиджабах во Франции: две точки зрения.
6. Миграционные исследования. Миграционные процессы в России.
Лекция (2 часа)
Основные категории мигрантов. Миграционные теории. Факторы миграционных перемещений: структуры - агенты, добровольная миграция - недобровольная миграция. Исследования домохозяйств, социальные сети. Вопросы интеграции мигрантов. Транснационализм и транслокальность. Миграционные исследования в контексте различных дисциплин. Методы анализа миграции населения. Миграционные процессы в России в контексте западных миграционных теорий.
Семинар (2 часа)
Brettell Caroline B. and James F. Hollifield (Ed.) Migration Theory: Talking Across Disciplines. New York and London: Routledge, 2000.
Боммес М. Международная миграция и дерегуляция коллективных форм социальной идентичности в национальных государствах // Миграция и национальное государство / Под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб: Центр независимых социологических исследований. 2004. С. 147 - 173.
Кайзер М., Бредникова О. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии) // Миграция и национальное государство / Под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб: Центр независимых социологических исследований. 2004. С. 133 - 146.
Пилкингтон Х., А. Физакли. Постсоветские миграции в контексте западных миграционных теорий // В движении добровольном и вынужденном. Постсовестские миграции в Евразии / Под ред. А. Р. Вяткина, Н. П. Космарской, С. А. Панарина. М.: Наталис, 1999. С. 79 - 98.
Задание к следующему семинару:
Написать программу исследования миграционных процессов (объем около 1000 слов)
7. Понятие расы. Теории расизма и ксенофобии.
Лекция (2 часа)
Разнообразие расизма: попытка определения. Развитие представлений о «другом». «Расовая идея» сегодня. Роль науки. Этнизация. Расизация. Ксенофобия. Институциональный расизм. Расизм и национальное государство. Антисемитизм как форма расизма.
Семинар (2 часа)
Майлз Р., М. Браун. Расизм. М.: Росспен, 2004.
Марк Страусс. Антиглобализм и антисемитизм // Неприкосновенный Запас No39, 1/2005.
Шнирельман В. Расизм вчера и сегодня // Pro et Contra. V. 9. No2, 2005.
Э. Балибар. Существует ли «нео-расизм»? // Раса, нация, класс. Двусмысленность идентичности. М., 2003.
Карпенко О. Как эксперты производят «этнофобию» // Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб: Алетейя, 2002.
Задание к следующему семинару:
Прочитать интервью с экспертами и ответить на вопрос, насколько одна из трех публикаций способствует формированию толерантности:
8. Дискурс толерантности в России. «Национальная идея» в России.
Семинар (2 часа)
Понятие «толерантность». Индекс толерантности прессы: опыт исследования. Дискурс религиозной и гендерной нетолернатности. Язык вражды в российских СМИ. Основные составляющие «национальной идеи» в России. Механизмы трансляции. Национализм и СМИ. Учебники истории в России. Подходы к исследованию. Дискурсивный анализ текстов.
Тишков В. А. О толерантности // Толерантность и согласие. - М.: ИЭА РАН, 1997.
Нечаева Н. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры массового сознания // Гендерные тетради / Под ред. Клецина А. СПб: СПб филиал ИС РАН, 1997, С. 17-43.
Применение индекса толерантности к различным печатным изданиям.
Шнирельман В. Очарование седой древности: мифы о происхождении в современных школьных учебниках // Неприкосновенный Запас. No37, 5/2004.
Ферретти М. Обретенная идентичность. Новая «официальная история» путинской России // Неприкосновенный Запас. No36, 4/2004.
Берелович В. Современные учебники истории. Многоликая истина или очередная национальная идея? // Неприкосновенный Запас. No24, 4/2002.
Дубин Б. Суверенность по законам клипа и сериала // Pro et Contra. Vol. 10. Num. 4. July-August, 2006.
Зверева В. Праздничные концерты: старый канон на новом ТВ // Pro et Contra. Vol. 10. Num. 4. July-August 2006.
Гудков Л., Дубин Б. Своеобразие русского национализма // Pro et Contra. Vol. 9. Num. 2. September-October 2005.
Зверева Г. Националистический дискурс и сетевая культура // Pro et Contra. Vol. 9. Num. 2. September-October 2005.
Практическое задание:
Дискурсивный анализ учебника Сахаров А. Н., В. И. Буганов. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2004. С. 5 - 14.
9. Правовое регулирование межэтнических отношений. Российский опыт дискриминации.
Лекция (2 часа)
Правовое регулирование межэтнических отношений. Гендер и этничность в законодательстве РФ. Турки-месхетинцы, курды, хемшилы в Краснодарском крае. Понятие «Национальное меньшинство». Москва, Ростовская область и Краснодарский край: особенности политических практик. Механизмы исключения Чужих в миграционной политике. Дискурсивное исключение мигрантов.
Семинар (1 час)
Проблемы правового регулирования межэтнических отношений и антидискриминационного законодательства в Российской Федерации. М.: Немецко-русский обмен, 2004.
Савва М. В. Новые диаспоры Краснодарского края (права, интересы, динамика интеграции и восприятие местным сообществом). Краснодар, 2005.
Шахназарян Н. Дрейфующая идентичность: случай хемшилов (хемшинов) // Диаспоры. 2004/4.
Соколовский С. Концептуализация этнического в российском конституционном праве // Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб: Алетейя, 2002.
Осипов А. Что в России означает понятие «регулирование миграции»? // Миграция и национальное государство / под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. - СПб: ЦНСИ, 2004.
Темы эссе.
Этничность и национализм: современное состояние дискуссии. (или Расизм:…, Мультикультурализм:…)
Разнообразие расизма в России.
Этносоциология в России: последователи советской традиции и основные оппоненты. (или Этносоциология в России: проблемы и достижения.)
Национализм в контексте современных политических процессов.
Легитимация национальных государств в исторической перспективе.
Конструирование этничности/идентичности (карты, переписи населения, учебники, этнографические музеи, эксперты, СМИ. Этническая и национальная идентичность через призму российских учебников.)
Проблема адаптации мигрантов: этнизация вопроса.
Толерантность: попытка позитивного взаимодействия или конструирование различий?
Этничность и СМИ: опыт исследований в пост-советской России.
Язык вражды в российских СМИ.
Прикладная этнопсихология (психологическая помощь мигрантам / тренинги межкультурной коммуникации) с точки зрения теорий национализма и этничности.