Карта сайта

Академическое письмо

Задания по сбору массивов эмпирического материала

Чтобы написать что-то, надо чтобы было о чем. В ходе работы нам предстоит собрать несколько массивов эмпирических данных и воспользоваться кое-какими готовыми наработками.

Какие массивы эмпирических данных нам предстоит собрать, как мы будем это делать, и зачем они нам нужны?

Массив 1. Жизнь маршрутных такси.

Этот массив мы создадим своими руками в ходе наблюдений за маршрутками. Что мы изучаем с его помощью? Повседневную жизнь города. Как и что мы будем наблюдать?

Во-первых, надо пронаблюдать процесс посадки в маршрутные такси. Во-вторых, те, кто регулярно ездят в маршрутных такси, должны вести наблюдения за жизнью внутри. Нас интересуют маршруты передачи денег, материальная культура салона (наклейки, надписи, всякие чехольчики на сиденьях и шторки на окнах, коробочки, иконки и все, что находится на рабочем месте водителя), занятия водителя и пассажиров, то, как люди просят (или не просят) передать деньги, остановиться в определенном месте; если будут конфликты -- их описать непременно.

Те, кто не пользуется маршрутными такси должны попробовать описать то же самое в тех видах транспорта, которыми они пользуются -- автобусах, троллейбусах, трамваях, метро, электричках. Понятно, что аналогия будет неполной. В метро никто не передает деньги и поезд не останавливают по требованию, но и там люди чем-то заняты, они ссорятся друг с другом, а стены вагона не совершенно голые.

Для того, чтобы обеспечить необходимое количество данных, каждому надо провести следующие наблюдения:

Для удобства записи есть специальные формы с планами маршруток, которые можно скачать здесь:

Наблюдения за жизнью внутри маршруток следует записывать в специальный дневник наблюдений (в идеале -- еще и перепечатывать из него в текстовый файл).

Все эти данные, как только они будут собраны, следует передать в распоряжение соответствующим аналитическим групп.

Массив 2. Советские научные журналы.

Этот массив частично собран, но придется приложить еще немало усилий, чтобы пополнить его. Что мы изучаем с его помощью? Жизнь научного сообщества в СССР.

Что представляет собой уже собранная часть массива и как будет выглядеть этот массив по окончании работы в библиотеке? Уже собрана информация по более чем 600 названиям периодических изданий за 1917--1950 гг.: с какого по какой годы издавалось, где и какой организацией (база данных по выпуску журналов). По некоторым журналам собраны данные об опубликованных в них статьях: авторы, названия, выходные данные, места работы авторов (база данных по оглавлениям журналов).

При пополнении этого массива данных перед нами стоит три задачи. Во-первых, пополнить базу данных по выпуску журналов, продлив ее до 1965 г. и расширив круг журналов. Во-вторых, собрать правила для авторов журналов (каждый журнал время от времени публикует правила для авторов) и опубликованные некрологи ученых для последующего анализа. В-третьих, пополнить базу данных по оглавлениям журналов.

Массив 3. Хронометраж семинарских занятий.

Этот массив мы создадим своими руками в ходе наблюдений на семинарах. Что мы изучаем с его помощью? Повседневную жизнь учебного заведения. Что надо пронаблюдать? Надо пронаблюдать, что люди делают, когда идет семинар. Придется фиксировать при наблюдении расположение людей в пространстве, их действия, время, которое они тратят на эти действия.

Массив 4. «Зарплатные» ведомости СПбАН в XVIII веке.

Этот массив данных уже создан полностью. Что мы изучаем с его помощью? Устройство Петербургской Академии Наук. Обычно, когда говорят про Академию, то вспоминают только о профессорах-академиках, но они составляли лишь ничтожную часть огромного академического хозяйства. Наша задача разобраться с тем, как была устроена Академия Наук в целом.

Что представляет собой этот массив данных? Несколько таблиц со списками лиц, получавших жалование в Академии наук. Указаны подразделение, в котором они числились, имя и сумма жалованья (как правило, за год).

Массив 5. Ботанические рукописи XVIII века.

Этот массив данных уже создан в значительной степени. Что мы изучаем с его помощью? Одну из научных революций XVIII века. Что представляет собой этот массив? Несколько таблиц со списками названий растений. Каждая рукопись содержала список названий растений, в основном, заимствованных из разных авторов. В таблицы внесены, по большей части, не сами названия, а ссылки на работы, из которых они заимствованы. Эти-то ссылки и станут предметом нашего анализа. Кроме ботанических рукописей, уже сведенных в базу данных, аналитической группе предстоит ввести в базу еще одну опубликованную книгу, которая доступна в Интернете. Подробнее см. в задании для аналитической группы.

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

Сайт создан в системе uCoz