Карта сайта

Темы лекций:

Тема 1. История развития социальной психологии. Методы социальной психологии.

Социальное поведение животных: типы социальной организации, способы коммуникации. Предмет и объект социальной психологии. Подходы к определению предмета социальной психологии: личность vs. массовидные психические явления. Этапы становления социальной психологии как науки. Направления исследования социально-психологических феноменов в XX веке: необихевиоризм (теория агрессии Н. Миллера--Д. Долларда, теория социального научения А. Бандуры, теория межличностного взаимодействия как обмена Д. Хоманса) психоаналитическое направление (В. Байон, В. Беннис, В. Шутц), неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Салливен), когнитивное направление (Л. Фестингер, Т. Ньюком), символический интеракционизм (Дж. Мид). Зарождение и развитие социальной психологии в России. Деятельностный подход к исследованию социально-психологических явлений.

Дополнительное чтение:

  1. http://www.ethology.ru
  2. Социальная психология / Под ред. А.Л.Журавлева (Методы социальной психологии)

Методы социальной психологии: наблюдение, эксперимент, моделирование, интервью, тестирование.

Тема 2. Малая группа как объект социально-психологического исследования.

Малая группа: определение, классификации. Подходы к изучению малой группы: теория поля, социометрическое направление, интеракционизм, психоанализ, деятельностный подход. Фазы развития малой группы: ориентации и зависимости, борьбы, работоспособности, умирания. Особенности отношений членов группы с лидером на каждой из этих стадий. Механизмы перехода от одной стадии к другой. Причины регрессии к предыдущим стадиям. Статусно-ролевая структура группы. Классификация ролей в малой группе.

Тема 3. Социальное влияние.

Образование групповых норм: «аутокинетический эффект» М. Шерифа. Конформизм. «Эффект Эша». Подчинение авторитету. «Эффект Милгрема». Механизмы конформного поведения. Коллективное решение и групповая поляризация. Исследования К. Левина по влиянию группы на поведение. Феномен «сдвига к риску». Исследования поляризации суждений под влиянием группы (С. Московичи). Влияние меньшинства. Групповое меньшинство и дивергентное мышление. Лидерство. Механизмы выдвижения лидера в группе. Стили лидерства. Идиосинкразический кредит.

Тема 4. Субъективная интерпретация социальной реальности.

Интерпретация поведения других: теория каузальной атрибуции Г. Келли, фундаментальная ошибка атрибуции. Интерпретация собственного поведения: атрибутивная теория эмоций Шехтера и Сингера, атрибутивная теория Д. Бема. Причины активизации процесса атрибуции. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера.

Тема 5. Межгрупповые отношения.

Подходы к исследованию межгрупповых отношений: мотивационный (З. Фрейд, Т. Адорно), когнитивный (Г. Тэджфел), ситуативный (М. Шериф), деятельностный (А. Н. Леонтьев). Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация. Суггестия и контрсуггестия в межгрупповом восприятии. Межгрупповая конкуренция и толерантность. Социальный стереотип: механизмы формирования. Межгрупповое общение и культура. Этноцентризм. Предубеждения, их источники (эмоциональные, когнитивные, социальные). Социальная установка (аттитюд): виды и функции. Компоненты установки: аффективный, когнитивный, поведенческий. Диспозиционная концепция социальной установки. Механизмы изменения аттитюдов в бихевиоризме, когнитивной психологии. Социальное представление: функции, структура, функции, механизмы формирования.

Тема 6. Семья как малая группа.

Функции семьи. Структура семьи. Жизненный цикл семьи. Признаки нормально функционирующей семьи. Нарушения жизнедеятельности семьи: нарушение межличностной коммуникации, нарушение механизмов интеграции, нарушение структурно-ролевой сферы жизнедеятельности семьи. Проблема супружеской совместимости. Семейная субкультура: мифы, игры.

Тема 7. Взаимоотношения в производственной группе.

Структуры производственной группы: формальная и неформальная. Проблема совместимости в производственной группе. Социально-психологический климат коллектива: параметры, диагностика, регуляция. Организационная культура как социально-психологический феномен: компоненты, типы, диагностика, причины и механизмы изменения. Проблема психологического террора в организации.

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

Сайт создан в системе uCoz