Карта сайта

Темы лекций

Раздел «Психология»:

Тема 1. Человек как биосоциальное существо.

Биологическое и социальное в онтогенезе: биологизаторский, социологизаторский и дуалистический подходы к проблеме соотношения социального и биологического. Биологические основы функционирования психики. Строение нервной системы и мозга, функциональная асимметрия полушарий. Половые различия. Физическое здоровье и функционирование психики.

Дополнительное чтение:

  1. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. СПб.: Питер, 2001.
  2. Кон И. С. Психология половых различий / http://www.psychology-online.net/docs/kon_gender.html
  3. Лурия А. Р. Проблема возникновения психики. Допсихическая и психическая жизнь / http://www.psychology.ru/library/Alexander_Luria/Lectures/
  4. Павлов И. П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека / http://www.psychology-online.net/docs/Pavlov_NS.html
  5. Пиаже Ж. Характер объяснения в психологии и психофизический параллелизм. В кн.: Экпериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, М.: Прогресс, 1966, Вып. I, II. С. 185-189. / http://www.psychology.ru/library/00045.shtml

Тема 2. Становление психологии как науки. Объект и предмет психологии

Развитие представлений о предмете психологии: классические научные школы в отечественной и зарубежной психологии (психология сознания, бихевиоризм, гештальт-психология, психоанализ, гуманистическая психология). Основные положения о природе человека в рамках перечисленных теорий. Методы психологии: наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, тестирование, интервью, опрос.

Дополнительное чтение:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общее представление о психологии как науке / http://www.psychology.ru/library/00016.shtml
  2. Годфруа Ж. Чем занимаются психологи / http://www.psychology-online.net/docs/branches.html

Тема 3. Нормальное и патологическое поведение.

Критерии психической нормы и патологии. Бихевиоральный, гуманистический, когнитивный и социокультурный подходы к пониманию причин и коррекции патологического поведения. Пограничные психические расстройства. Акцентуации характера.

Тема 4. Личность. Структура личности. Влияние профессии на личность.

Классические направления исследования личности: психодинамическое, аналитическая концепция (К. – Г. Юнг), неофрейдизм, бихевиоральное, когнитивное, гуманистическое. Механизмы возникновения тревоги и невроза. Мотивация. Классификация потребностей. Понятие “оптимума мотивации”. Феномены влияния профессии на личность: профессионализация, профессиональная деформация, профессиональное выгорание.

Дополнительное чтение:

  1. Маслоу А. Самоактуализация / http://www.psychology.ru/library/00037.shtml
  2. Психология личности в трудах зарубежных психологов. СПб.: Питер, 2000. 320 с.
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480 с.
  4. Фрейд З. Я и Оно. / Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188. / http://www.psychology.ru/library/00011.shtml
  5. Хьелл Д., Зиглер Л. Теории личности. СПб.: Питер. 1999. 608 с.
  6. Юнг К.-Г. Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное / Юнг К.-Г. Психология бессознательного. C. 103-114, 240-244, 246-249. / http://www.psychology.ru/library/00026.shtml

Тема 5. Введение в возрастную психологию.

Жизненный цикл психического развития человека. Проблема периодизации психического развития. Теория психосексуального развития З. Фрейда. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона. Психологические особенности возрастных периодов: пренатального периода, младенчества, раннего детства, дошкольного возраста, младшего школьного возраста, подросткового периода, юности, зрелого возраста, старости. Возрастные кризисы. Умирание как жизненный этап.

Дополнительное чтение:

  1. Лурия А.Р. Основные принципы психического развития в онтогенезе / http://www.psychology.ru/library/Alexander_Luria/Lectures/
  2. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология. М.: Пед. о-во России, 1999.
  3. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб.: Прайм-Еврознак. 2001. 652 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс. 1996.

Тема 6. Кросс-культурные различия в проявлении психологических феноменов.

Психологические измерения культур. Культура и познавательные процессы. Культура и биологическая основа поведения.

Дополнительное чтение:

  1. Коул Майкл. Культурно-историческая психология. М., 1997. 432 с.
  2. Лебедева Н.М. Введение в кросс-культурную и этническую психологию: учебное пособие. М.: Ключ. 1999. 224 с.
  3. Мацумото Д. Психология и культура. СПб.: Прайм-Еврознак. 2002.

Раздел «Педагогика»:

Тема 7. Психологические механизмы обучения.

Предмет педагогической психологии. Предмет педагогики. Понятия: воспитание, обучение, образование, самовоспитание, самообразование. Зона ближайшего развития, зона актуального развития. Цели обучения. Обучение, центрированное на знаниях («традиционное обучение»): принципы, методы. Личностно-ориентированное обучение (гуманистическая педагогика). Проблемное обучение. Развивающее обучение (В.В. Давыдов). Активные методы обучения: ОДИ, деловая игра, тренинг, “мозговой штурм”, ТРИЗ, ролевая игра, анализ ситуаций. Стили педагогического общения. Психологические подходы к анализу педагогической деятельности.

Тема 8. Воспитание.

Эволюция представлений о целях и смысле воспитания в историческом контексте. Роль внутрисемейных отношений в формировании личности ребенка. Критерии благополучия внутрисемейных отношений. Стили детско-родительских отношений. Роль сказки в развитии ребенка. Роль игры в развитии ребенка.

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

компьютеры интернет магазин. . доставка сборных грузов из европы. . nissan самара. . mercedes sl. . ford rs.
Сайт создан в системе uCoz