Карта сайта

История и основные концепции современного естествознания

Вопросы к семинарам

Помните, что, помимо интернета и ридера, есть еще и библиотеки. Прежде чем попасть в ридер и на ресурсную страницу курса, все эти тексты были опубликованы в книгах и журналах. Выходные данные всех обсуждаемых на семинарах работ см. в списке литературы к семинарам на ресурсной странице курса.

Семинар 1. (текст в интернете)

  1. Как Карнап "преодолевает метафизику" логическим анализом языка? Основные этапы аргументации.
  2. Классификация наук в манифесте Венского кружка. Какие науки оказались включены в классификацию и сколько места им уделено? Если бы вы составляли классификацию наук, добавили ли бы вы какие-нибудь науки, "пропущенные" авторами манифеста? Убрали бы "лишние"?

Семинар 2. (текст в интернете)

  1. Чем Попперу не нравится индуктивизм и что он предлагает взамен?
  2. В чем, с точки зрения Поппера, состоит различие между наукой не-наукой (критерий демаркации).
  3. Структура научной теории и классификации высказываний и понятий.
  4. Общая композиция гл 1 и 3.

Семинар 3. (текст в интернете)

  1. Чем реализм отличается от анти-реализма?
  2. Материализм и каузализм как разновидности реализма.
  3. Чем Я. Хакинга не устраивает позитивизм? Чем, с его точки зрения может помочь прагматизм?

Семинар 4. (текст в интернете и в ридере)

  1. Что не нравится Т. Куну в традиционных представлениях об истории науки? Какой подход он считает более правильным?
  2. В чем проблема с логическим кругом в определении парадигмы и научного сообщества? Какое решение предлагает Т. Кун?
  3. В чем отличие между понятиями парадигмы и дисциплинарной матрицы?
  4. Согласны ли вы с Куном в том, что в социальных науках, в отличие от естественных, парадигм нет?

Семинар 5. (текст в интернете и в ридере)

  1. Сформулировать три-пять основных тезисов статьи Л. Флека «Наука и среда».
  2. Сформулировать три-пять основных тезисов критики Т. Биликевича.
  3. Сформулировать три-пять основных тезисов ответов Л. Флека на критику Т. Биликевича.
  4. На примерах из статьи «Проблемы науковедения» покажите, как работают основные понятия концепции Л. Флека (мыслительный коллектив, мыслительный стиль и т.п.).

Семинар 6. (текст в интернете)

  1. Сформулировать три-пять основных тезисов Д. Блура (не считая принципов "сильной программы").
  2. Сформулировать три-пять основных тезисов статьи Е. А. Мамчур в полемике с Д. Блуром.
  3. Чем полемика Е. А. Мамчур с Блуром напоминает дискуссию Л. Флека и Т. Биликевича?

Семинар 7. (текст в интернете)

  1. Как Л. Пастер «переворачивает мир» при помощи лаборатории?
  2. В чем Б. Латур видит проблемы традиционной социологии науки?
  3. Ученый и политик: в чем состоит отличие по Б. Латуру?

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

керамогранит клей . статья про монтаж деревянных окон . аренда компрессора . на батуте. . перчатки хирургические.
Сайт создан в системе uCoz