Карта сайта

История и основные концепции современного естествознания

Вопросы к семинарам

Помните, что, помимо интернета и ридера, есть еще и библиотеки. Прежде чем попасть в ридер и на ресурсную страницу курса, все эти тексты были опубликованы в книгах и журналах. Выходные данные всех обсуждаемых на семинарах работ см. в списке литературы к семинарам на ресурсной странице курса.

Вопросы для семинаров (порядок расположения семинаров дан для политологов).

1. Первый семинар по ридеру (Венский кружок + Карнап, тексты в интернете)

  1. Как Карнап «преодолевает» метафизику логическим анализом языка? Воспроизвести основные аргументы.
  2. Классификация наук в манифесте Венского кружка и структура статьи. Какие науки представляются наиболее важными авторам манифеста? Как выглядела бы классификация наук, если бы ее составляли Вы?

2. Второй семинар по ридеру (Поппер, текст в интернете)

  1. В чем, по Попперу, состоит проблема индукции и какое ее решение он предлагает?
  2. Как Поппер проводит границы эмпирической науки (какой критерий демаркации он использует)?
  3. Общая композиция текста -- в какие более крупные главы можно было бы объединить главки, на которые разбит текст и почему?

3. Третий семинар по ридеру (Кун-1, текст в интернете и ридере)

  1. В чем Кун видит проблемы традиционного подхода к описанию истории открытий и что он предлагает взамен?
  2. Почему научные революции неразличимы?
  3. Научные и политические революции: сходства и отличия.

4. Четвертый семинар по ридеру (Кун-2, текст в интернете и ридере)

  1. Что не нравится Т. Куну в традиционных представлениях об истории науки? Какой подход он считает более правильным?
  2. В чем проблема с логическим кругом в определении парадигмы и научного сообщества? Какое решение предлагает Т. Кун?
  3. В чем отличие между понятиями парадигмы и дисциплинарной матрицы?
  4. Согласны ли вы с Куном в том, что в социальных науках, в отличие от естественных, парадигм нет?

5. Пятый семинар по ридеру (Лакатош, текст в интернете и в ридере)

Сформулировать три проблемных вопроса и ответить на них.

6. Шестой семинар по ридеру (Фейерабенд, текст в интернете и в ридере)

  1. Роль фактов и теорий в процессе роста и развития научного знания по П. Фейерабенду. Сравнить с точкой зрения К. Поппера и Т. Куна.
  2. Миф и наука: как они соотносятся по мнению П. Фейерабенда? Сравнить с точкой зрения К. Поппера на различение науки и не-науки.
  3. Наука и общество: что не устраивает П. Фейерабенда в их взаимоотношениях, что он предлагает?

7. Седьмой семинар по ридеру (Флек-1, текст в интернете и в ридере)

  1. Концепция мыслительного стиля. Какие примеры Флек использует для ее иллюстрации?
  2. Что такое протоидеи? Есть ли протоидеи, значимые для социальных наук? Приведите примеры.

8. Первый семинар по эссе и переводам

Отработка не требуется.

9. Восьмой семинар по ридеру (Флек-2, текст в интернете и в ридере)

  1. Сформулировать три-пять основных тезисов Л. Флека в полемике с Т. Биликевичем (статья «Наука и среда» и реплики в дискуссии).
  2. Сформулировать три-пять основных тезисов критики Т. Биликевича.
  3. На примерах из статьи «Проблемы науковедения» покажите, как работают основные понятия концепции Л. Флека (мыслительный коллектив, мыслительный стиль и т.п.).

10. Второй семинар по эссе и переводам

Отработка не требуется.

11. Девятый семинар по ридеру (Хакинг, текст в интернете)

  1. В чем, по Я. Хакингу, состоят отличия реализма и антиреализма?
  2. Материализи и каузализм как разновидности реализма.
  3. Чем Я. Хакинга не устраивает позитивизм? Чем может помочь прагматизм?

12. Третий семинар по эссе и переводам

Отработка не требуется.

13. Десятый семинар по ридеру (Блур + Мамчур, тексты в интернете)

  1. В чем состоят четыре принципа сильной программы в социологии научного знания (по Д. Блуру)?
  2. Сформулировать четыре-пять основных тезисов статьи Е. А. Мамчур: за что она критикует социологию научного знания?
  3. Чем «дискуссия» Е. А. Мамчур и Д. Блура напоминает Вам полемику между Л. Флеком и Т. Биликевичем?

14. Одиннадцатый семинар по ридеру (Латур, текст в интернете)

  1. Как Л. Пастер «переворачивает мир» при помощи лаборатории?
  2. В чем Б. Латур видит проблемы традиционной социологии науки?
  3. Ученый и политик: в чем состоит отличие по Б. Латуру?

Наш адрес: ул. Союза Печатников, д. 16, С-Петербург, 190008
Тел.: +7 (812) 714-25-44
E-mail: dephuman@hse.spb.ru

Сайт создан в системе uCoz